Главная » Статьи » Преподаватели |
Расскажите, как Вы пришли к решению поступать именно на исторический факультет? Татьяна Викторовна (Т.В.): Стать историком хотелось со школы, как, наверное, и многим нашим студентам. Хотя очень увлекалась математикой, участвовала всегда в городских олимпиадах. Большое влияние оказал отец, у него была замечательная библиотека, большое количество исторических романов Вальтера Скотта, Александра Дюма и других. Школьные учителя истории повлияли скорее в отрицательном смысле. Всегда хотелось не повторять их преподавательских ошибок.
Что было самым запоминающимся за годы обучения? Т.В.: Как ни странно, именно сама учеба, лекции и семинары преподавателей В.Н. Ашуркова, В.И. Крутикова, Л.Н. Сиводедовой.
Был ли у Вас любимый преподаватель? Т.В.: В институте это была преподаватель по новой истории Европы и Америки, новой и новейшей истории стран Азии и Африки Лидия Наумовна Сиводедова, она знала все на свете. Именно она повлияла на выбор новой истории. В аспирантуре мне сказочно повезло, потому что моим научным руководителем был академик Алексей Леонтьевич Нарочницкий, тогда ведущий историк нашей страны. И в годы аспирантуры в Москве я познакомилась с другим будущим академиком Николаем Николаевичем Болховитиновым. Именно они оказали влияние в выборе американистики. Я вначале думала заниматься Ирландией, у нее удивительно интересная история. А.Л. Нарочницкий и Н.Н. Болховитинов очень много дали и в научном плане, и в плане личного общения. Потом были стажировки в Москве, знакомство со многими нашими ведущими историками-зарубежниками, встречи на конференциях с учеными нашей страны и США. Это дает импульс для дальнейшей научной работы. И потом, учатся не только у учителей. Особенность нашей профессии, что можно учиться и у студентов, хотя сами они об этом часто и не подозревают. Я очень благодарна всем своим учителям.
Почему Вы решили заниматься научной деятельностью и именно США? Стать ученым историком хотелось с института, но в то время это было очень сложно, прием в аспирантуру по всеобщей истории был очень лимитирован, аспирантура была практически только в Москве и Ленинграде. Надо было иметь целевое направление от ВУЗа, в котором учился (это был Тульский государственный педагогический институт имени Л.Н. Толстого). Я так и не получила целевого направления, пришлось поступать на свой страх и риск. Сначала поступала в МГУ, но не добрала баллов, на следующий год – в МГПИ им. Ленина (там же учились в аспирантуре О.С. Метушевская (и была студенткой МГПИ), С.Н. Белевцева и И.Н. Селиванов). Во второй раз действительно повезло, и я попала нежданно-негаданно к академику А.Л. Нарочницкому, который сам меня выбрал, поскольку на вступительном экзамене я с ним поспорила. Возможно, это и сыграло свою роль. А возможно то, что на экзамене по всеобщей истории еще и проверяли знание английского языка. Я сдала все вступительные экзамены на «отлично», и меня приняли в аспирантуру без целевого направления. Во время нашей первой консультации с Алексеем Леонтьевичем я ему заявила, что хотела бы заниматься Ирландией. Но он меня отговорил, сказав, что заниматься надо важнейшей страной Запада – США, с которой у нас тогда намечалось «потепление» отношений. Так я и стала американисткой, о чем никогда не жалела, не смотря на все последующие сложности разного порядка. Но были и удачи. Я выиграла трижды гранты американского правительства, стажировалась в американских ВУЗах, в ведущих университетах города Вашингтона – Джорджтаунском университете и Университете имени Дж. Вашингтона.
А как оказались в городе Курске? В Курске я оказалась совершенно случайно, после аспирантуры хотелось работать в ВУЗе, а не в школе. Я проработала школьным учителем семь лет до появления в Курске. Здесь, в Курске кафедрой всеобщей истории руководил ученик А.Л. Нарочницкого д.и.н., профессор П.И. Остриков, он был замечательным ученым и руководителем. По рекомендации А.Л. Нарочницкого он уговорил тогдашнего ректора П.И. Кабанова взять меня на работу с испытательным сроком. Вот так я не только оказалась в Курске, но и осталась в нем. И скоро будет 40 лет, как я работаю на историческом факультете нашего ВУЗа.
Что подвигло на деятельность в Центре изучения США? Что планируете развивать в этом направлении? Т.В.: Центр изучения США – это мое собственное детище. Хотелось заявить всем, что и в провинциальном городе есть не только историки-отечественники, но и специалисты по истории США. У нас только на кафедре всеобщей истории их тогда было 3 человека, к сожалению, ушел в ЮЗГУ Владимир Николаевич Сафонов. Я решила попробовать издавать ежегодник «Американистика: актуальные подходы и современные исследования». Получилось… Сейчас уже вышел 8-й выпуск. Таких изданий у нас в стране всего еще два, в Москве и в Волгограде. Наше издание высоко оценивается ведущими специалистами в области американистики. В перспективе хотелось бы иметь аспирантов, которых бы увлекла история США, тогда была бы преемственность.
Был ли у Вас любимый курс? Т.В.: Любимые курсы были, конечно. Но это – неправильный вопрос. На каждом курсе есть студенты, ради которых хочется работать.
Считаете ли Вы себя строгим преподавателем? Т.В.: Строгим преподавателем я была в иное время. В СССР были более высокие стандарты студенческих знаний. Сейчас я совсем не строгий преподаватель.
Как Вы все успеваете? Наука, преподавание, семья, путешествия? Т.В.: Отвечу стандартно. В принципе ничего не успеваю, но стараюсь. Сейчас очень помогает накопленный опыт научной работы и преподавания. Но самое главное – это делать то, что тебе нравится. Я правильно выбрала свою профессию, и это очень помогает.
Самое запоминающееся путешествие в Вашей жизни? Какие еще места хотите посетить? Т.В.: Сложный вопрос. Трудно выбрать какую-то одну страну, каждая из них уникальна. А хотелось бы снова оказаться в Вашингтоне, особенно в апреле, когда цветет сакура. Это очень интересный город, о котором у нас в России самые поверхностные представления. У меня есть статья в Интернете о памятниках Гражданской войны в Вашингтоне, ее прочитали уже более 4 тысяч человек. Думаю написать книгу об американской столице, в которой в общей сложности я прожила целый год. Даже экскурсии по ней проводила для русских друзей и, что самое странное, даже для американцев. Всегда было интересно общаться не только с американскими учеными, но и с простыми американцами, многие из которых даже не представляют, где эта самая Россия находится. Многие говорили, что никогда в жизни не видели русских и не представляли, какие они. Очень помогало в общении с ними знание языка, истории и культуры США. Особенно запомнились из последней стажировки наши вечерние чаепития-посиделки с соседкой-американкой, когда я ей рассказывала что-нибудь об истории ее страны, а она этого не знала. Жаль, что у нас отменили курс по истории США. Хотя в рамках учебного курса все равно много не расскажешь. А чем больше изучаешь какую-либо страну, тем все больше о ней узнаешь. Это очень увлекательно.
Какую страну посоветуете посетить первой, желающим немного попутешествовать? Т.В.: Первой надо посетить Россию, без этого невозможно понять, что нас сближает и что разделяет с другими странами. И у нас такая богатая и уникальная культура и история. Я очень много путешествовала по нашей стране, начиная со студенческих лет. Объездила всю европейскую часть, а теперь уже и всю Курскую область.
Нельзя обойтись без вопросов о политике от студентов преподавателю-американисту. Нравится ли Вам Трамп? Какой президент США Вам ближе всего по выбранному им курсу управления? Дональд Трамп мне абсолютно не нравится, но после Буша-младшего в руководстве США уже ничего не удивляет. Президента делает его окружение, и это гораздо важнее личностных качеств того или иного главы Белого дома. Ведь это – уже 45-й президент. Очень уважаю Авраама Линкольна. Он был действительно великим президентом. По внутриполитическому курсу ближе всего Ф.Д Рузвельт, не случайно американцы выбирали его президентом 4 раза подряд.
Чьи методы преподавания в высшей школы Вам ближе: отечественные или, скажем, в США? Т.В.: Отечественные ближе, но кое-что у американцев я бы позаимствовала. Я писала об этом в своих статьях, они есть в Интернете.
Что посоветуете почитать/посмотреть? Т.В.: Как и любому автору, мне хотелось бы, чтобы читали мои книги и статьи. Но это эгоистичное желание. А прочитать стоит (в переводе) Геттисбергскую речь Линкольна. И посмотреть американский фильм «Геттисберг».
Есть ли у Вас мечта? Т.В.: Мечта – это что-то труднодостижимое. Она у меня есть. Снова оказаться в СССР. Но это не значит, что я хочу вернуться назад, в прошлое. Это невозможно. Моя мечта – это СССР-2. Когда будет взято все лучшее из советского опыта, а худшее оставлено в прошлом.
Что пожелаете сегодняшним студентам? Т.В.: Больше читать книг, а не только материалы Интернета. И, конечно, путешествовать… Это делает жизнь более насыщенной, разнообразной, интересной.
Нам стоит поблагодарить Татьяну Викторовну за интереснейший рассказ о жизни, работе и учебной деятельности. Уверена, для кого-то это интервью станет стимулом к действию в научной сфере, чтобы наполнить студенчество не только моментами, когда приходится ломать зубы о гранит. А это интервью очередной раз доказывает, что нам повезло учиться у потрясающих преподавателей!
| |
Просмотров: 1769 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |