Главная » Статьи » Преподаватели

Рагунштейн Ольга Викторовна: "Самые лучшие воспоминания – это студенчество"

Как Вы пришли к решению поступить именно на исторический факультет?

Ольга Викторовна( О.В.): В школе у меня было увлечение - чтение исторической литературы. Изначально это было действительно только на уровне увлечения, я не рассматривала это как профессию. Потом интерес рос, и, в конечном итоге, когда пришло время выбирать, куда поступать, я пришла к выводу, что если работа будет совпадать с увлечением, то это станет самым лучшим вариантом. Поэтому я и выбрала исторический факультет. Изначально же я училась в физико-математическом классе, потому что считала, что интерес не может стать профессией. Казалось, что инженеры, врачи – это что-то более серьезное, что даст, в том числе, и материальное благополучие. Со временем же осознала, что лучше идти за увлечением, тогда будет намного интереснее жить.

Вы изначально видели себя педагогом? Это было осознанным выбором?

О.В.: Осознанным выбором это стало скорее на втором – третьем курсе. На втором это было следованием за увлечением, на третьем же началась практика в пионерских лагерях, в школе, где есть возможность прочувствовать всё на себе. Тогда пришло осознание, что мне это нравится, что это доставляет моральное удовлетворение. До практики это не рассматривалось в качестве будущей профессии.

Вы успели поработать в школе до того, как начали преподавать в университете?

О.В.: Я успела побыть в качестве педагога в двух школах. В одной я работала год, в другой – три года. После оказалась в университете, после чего в школу уже не возвращалась.

Насколько я знаю, тема Вашей кандидатской работы очень интересна и связана с исторической информатикой. Как так сложилось, что именно Вы стали «первопроходцем» этой тематики в нашем университете?

О.В.: Дело в том, что это направление развивалось давно, просто техническое обеспечение университетов появилось немного позже, чем становление направления как такового. Когда я закончила наш ВУЗ, то в нем еще была слабая обеспеченность компьютерными классами и необходимой техникой. Научный руководитель предложил мне попробовать специализироваться на чем-то, что было бы полезно для кафедры, на чем-то новом. Всё новое было связано с техникой, так как эта сторона обучения быстро развивалась. Гуманитарные науки не должны отставать в этой области, а идти в ногу со времен. Мне рассказали, что есть такая тематика, которую можно развивать в рамках нашей кафедры всеобщей истории. Предлагалось рассмотреть, как направление развивалось в США, так как большинство наших преподавателей специализируются по этой стране. Я начала этим заниматься, поняла, что материала будет достаточно для диссертации, так как на тот момент уже было много исследований по тематике в виде книг, журнальных статей. Интернет в тот период только начинал развиваться, поэтому приходилось ездить в Москву, в центральные библиотеки, в РГБ. Литературы действительно хватило и для диссертации, и для монографии. Это направление оказалось очень востребованным, сейчас активно продолжает развиваться. Буквально месяц назад я ездила на конференцию. У нас есть свое отделение исторической информатики на базе МГУ, также своя кафедра. На ее базе каждые два года проводятся конференции. Я поддерживаю с ней постоянную связь, бываю на этих конференциях. Стараюсь узнавать, что они разрабатывают нового, что-то брать для себя на заметку. Сильная школа исторической информатики находится в Тамбове, у них много специалистов этого направления. Интересно посмотреть, что делают другие, что есть в этой сфере нового в других городах, в соседних Воронеже и Белгороде, скажем. Сейчас создаются интересные проекты в области моделирования, реконструкции объектов исторического наследия. Те же строения оцифровываются и воссоздаются в первоначальном виде – 3D моделирование. В Тамбове, допустим, восстанавливают усадьбы. Я думаю, что есть смысл и потенциал развиваться и у нас в этом направлении. Мне хочется начать осваивать эту тематику, так как появляется возможность это сделать. Здесь пригодилось, что я заканчивала физико-математический класс, потому что все новые программы приходится осваивать параллельно. Я с большим интересом это изучаю и надеюсь, что и у нас в Курске эта дисциплина получит свое развитие.

А чтобы Вы могли посоветовать ребятам, которые, возможно, захотят себя попробовать в этой сфере?

О.В.: История считается традиционной дисциплиной, в которой новаторство сразу осуждается. И только когда направление существует определенный отрезок времени, на него начинают обращать внимание. Для многих становится открытием, что оно настолько интересно, что в нем столько успели достигнуть. Так было и с исторической информатикой. Первоначально, все считали, что это баловство, ничего из этого не выйдет. На данный момент создаются настолько интересные работы, что привлекают к себе интерес и вызывают заслуженное уважение. На прошедшей конференции присутстовали такие известные историки как Борис Николаевич Миронов, которого мы хорошо знаем по его учебникам. Оказалось, что и он работает в этой сфере. Сейчас руководитель нашего направления Бородкин Леонид Иосифович избран членом-корреспондентом РАН, то есть его заслуги оказались общепризнанными. Он является кандидатом физико-математических наук, а доктором  – исторических. То есть эта дисциплина находится на стыке гуманитарных и технических специальностей, поэтому необходимы знания в разных областях. Сейчас я стараюсь давать больше заданий после того, как вижу это на конференциях. Хочется ввести в рамках занятий 3D моделирование, так как появились бесплатные программы. Обычно это является большой проблемой: стоимость их достаточно высока. Для работы с той же графикой необходимо вложить большие деньги, чтобы ими пользоваться. Новые направления всегда держатся на студентах и преподавателях увлекающихся. Когда нравится, то человек идет, пробует. Думаю, такие студенты непременно будут и у нас.

Что Вы могли бы порекомендовать тем, кто увлекается Средневековьем? Какие направления сейчас развиваются? На что обратить внимание, если захочется про что-то почитать/посмотреть?

О.В.: На данный момент, к сожалению, случился большой крен в часах между классической историей и педагогическим образованием. Для пед. образования темы идут шире, мы больше успеваем, более того, для них ввели курс, который, на мой взгляд, должен быть для всех, - повседневная жизнь в Средневековье. Именно это расширяет представление, именно жизнь простых людей, потому что история – это в основном история правителей. Мы изучаем внутреннюю, внешнюю политику, то есть традиционно как в любом курсе. Здесь же именно повседневная жизнь обычных людей: чем они занимались, как они жили, какую одежду носили, какие предметы были в те времена, чем пользовались. Рассказывается об их увлечениях, об образовании, науке, культуре. На мой взгляд, повседневная жизнь – это то, что расширяет представление о средних веках, делает их более интересными, углубляет знания. Этот курс появился буквально в прошлом году, поэтому, я надеюсь, что в дальнейшем произойдет его расширение. К сожалению, это только для пед. образования. В целом литературы сейчас очень много. Моя любимая тема – это викинги, поэтому у меня практически на каждом курсе есть студенты, которые пишут и курсовые, и дипломные работы по ним. По этому направлению в настоящее время достаточно новой литературы. Российских специалистов в этой области не так много, но есть труды в переводе, что намного интереснее. Зарубежные авторы пишут на источниках, у них есть возможность отразить все как можно объективнее. Публикации вводятся в оборот, я стараюсь их привлекать, давать студентам, чтобы у нас в работах это находило свое отражение. Традиционные темы, которые вызывают интерес, это, конечно, крестовые походы. Последнее время опять же много новой литературы как зарубежной, так и отечественной. Из последних тем – Столетняя война. Раньше по ней почти невозможно было писать, не хватало монографий и источников. Мало было переведено, а сейчас вышел целый сборник документов по войне, так что появились хорошие возможности. Из отечественных авторов были доступны книги только Басовской, теперь же есть в переводе довольно крупные ученые Запада. Война Алой и Белой розы достаточно популярна. Она привлекает студентов еще и тем, что они сразу видят параллель с самым популярным сериалом – «Игрой престолов». Даже название династий, борющихся за власть, перекликаются. Плюс Средневековья еще и в том, что современные фильмы и сериалы подталкивают интерес к теме, тот же сериал «Викинги». На мой взгляд, эти темы наиболее интересны. Если вдаваться в древность, те же Темные века, то там встает проблема источников. Много спорных моментов остается и до настоящего времени. Самым интересным для студентов остается все же классический период.

Есть ли у Вас планы дальнейшего развития в науке? Возможно, работаете в направлении написания докторской?

О.В.: Планировать планирую, но всё упирается в отсутствие времени. Я уже работала старшим научным сотрудником, что дает время на написание, но это вылилось скорее в то, что я успела подготовить учебно-методические пособия, научные статьи. Полноценной докторской из этого пока не получается, потому что сейчас ужесточили требования к работам. Помимо объёма, что понятно, нужно издать много статей, монографий, что опять же требует времени. Пока его не хватает.

Вы планируете продолжать свою тему исторической информатики?

О.В.: Думаю, да. Хочется расширить тему, если получится, то показать в сравнении нашу систему и зарубежную. Тогда это может вылиться в фундаментальную работу, потому что если работать только по одному направлению, это будет всего лишь уровень кандидатской.

Если же вернуться к Вашему студенчеству, то что больше всего запомнилось из тех лет?

О.В.: Сейчас, когда вспоминаю, мне кажется, что интересным было всё. И это помимо лекций и семинаров, где я могу отдельно рассказывать про каждого преподавателя, что было самого интересного и запоминающегося именно для меня. Многие лекции я могу даже сейчас пересказать, настолько это запоминалось. Кроме этого была огромная общественная и воспитательная работа. Когда я училась, у нас была специализация по трем направлениям: социальная педагогика, психология и история. Я специализировалась по психологии, поэтому по диплому у меня есть еще дополнительная специальность «педагог-психолог». В целом же воспитательная работа выражалась в том, что каждый год мы ставили какие-то спектакли и по педагогике, и приуроченные к праздникам, годовщинам событий. Постоянно были какие-то мероприятия. Вспоминается, что я часто писала сценарии, мы бесконечно что-то репетировали. Жизнь бурлила, не было свободного времени. Не было интернета, поэтому мы бегали в поисках книг, чтобы подготовиться. Читальный зал был заполнен, в Асеевской библиотеке наш курс всегда занимал весь малый зал. Мы приходили курсом, а это более ста человек, каждое воскресенье. Книг было два-три экземпляра, становились в очередь за ними и ждали, пока учебник до тебя дойдет. Это не было чем-то невероятным, мы не считали, что это плохо или трудно. Когда стали активно использоваться ксероксы, что-то удавалось на них копировать. Но так как в студенческие годы денег всегда не хватало, то что-то писали и от руки. Занятия дали много знаний, много в плане восприятия действительности, потому что лекции это не только информация, это и воспитательная функция, когда преподаватель дает оценку, что было хорошо и плохо в эпоху. Это и практика в пионерских лагерях, психологическая практика по работе с детьми, практика в школе. Сейчас некоторые дети еще помнят при встрече, как я преподавала у них, будучи практикантом. Наш курс вообще был одним из самых запоминающихся. Когда я читала другие интервью, то именно его называют чаще других, его упоминали и Владимир Васильевич, и Людмила Викторовна. Видимо, была концентрация людей заинтересованных и увлекающихся именно тогда. Конечно, «болото» есть всегда, но у нас таких ребят было мало. На нашем курсе 70 % студентов закончили с институт «красными» дипломами, чего не было ни до, ни после, учитывая, что нас было более ста человек на курсе. Поэтому нас до сих пор все помнят.

Был ли у Вас любимый преподаватель?

О.В.: Дипломную работу и курсовые я писала у Ольги Сергеевны Метушевской. Я любила всё, что связано с Древним миром, писала по Риму, темой была роль народного трибуната в республиканском правлении. Обычно любовь к предмету начинается с симпатии к преподавателю, поэтому именно Ольгу Сергеевну считаю своим любимым педагогом, который научил, как нужно работать. Если бы была такая возможность, наверное, писала бы у нее и диссертацию. Но так как по нашей кафедре специализация в основном Новая и Новейшая история, пришлось перейти в другую область.

Есть ли у Вас сейчас время на какие-то хобби и увлечения?

О.В.: Мои хобби, наверное, знают все студенты, потому что это путешествия и исторические фильмы. Я стараюсь эти хобби распространять и на студентов, потому что именно моя инициатива была устроить поездки в разные города. Это и интересно, и познавательно, это совместная жизнь, воспоминания, что особенно важно для человека. Что касается исторических фильмов, то по своему опыту знаю, что любовь к эпохе формируется во многом на визуальном ряде. Визуальный ряд создается с фильмов: сначала с художественных, потом человек интересуется документальными. Мне кажется, эти увлечения могут быть у любого человека, но для меня они являются основными. Со школы у меня было много других увлечений: я ходила в музыкальную школу, играла на пианино, потом увлекалась баскетболом. Это прошло, увлечением стало вязание. До сих пор сохранились свитера, которые вязались еще по «Бурде». Сейчас я вспоминаю и думаю, что повторить мне их не удастся. Пыталась заниматься вышивкой, но не получилось, а вот вязать очень нравилось. Тогда были проблемы с интересной одеждой, а здесь можно было сделать что-то оригинальное своими руками.

Теперь остались только путешествия и фильмы. Причем путешествовать интересно именно по своей стране. Думаю, нам всем свою страну нужно лучше узнавать. Из всех мест, что удалось посетить, самыми лучшими для меня были Валаам и Соловки. В других местах можно побывать не раз, мне же нравится наш север, Санкт-Петербург и окрестности. Два года назад я побывала в Соловках, что произвело большое впечатление. Это и природа, и исторические события, которые там разворачивались. Там создан грандиозный музей, невероятная атмосфера. В этом месте возникают невероятные эмоции! Есть все же места, которые посетить необходимо.

Есть ли в планах места, где хотите побывать в ближайшее время?

О.В.: Со студентами стремлюсь побывать в близлежащих городах, потому что ночные переезды всегда даются тяжело. Хотелось бы побывать в городах Золотого кольца, съездить в какие-то уголки Курской области. Уверена, мало кто из студентов был даже в Алехинском заповеднике, хотя живем совсем рядом, в том же Железногорске. Хотелось бы посмотреть Орел, там создан интересный заповедник. Что касается себя лично, интересно было бы оказаться в Казани и Беларуси. По основным маршрутам уже удалось проехать, а вот эти два места было бы увидеть любопытно.

Что бы Вы пожелали нашим студентам? Вы, будучи уже преподавателем, даете хороший пример, сколько всего при желании можно успевать, поэтому от Вас это было бы очень интересно услышать.

О.В.: Сейчас все преподаватели отмечают большой перекос в студенческой жизни на социальные сети. Они забирают много времени, потому что люди находятся в них постоянно. Многие студенты говорят, что, придя домой, не успев переодеться, уже бегут к компьютеру проверять, кто и что написал. Это забирает время, отвлекает от интересных дел, которые можно успеть. Это забирает время у чтения книг, просмотра хорошего фильма, интересной поездки. Многие не едут не потому, что нет денег, а просто считают, что нет ничего стоящего в том или ином городе. Но надо всего лишь раз попробовать, а потом уже судить. И это относится не только к студентам нашего факультета. На мой взгляд, если что-то предлагается в студенческой жизни, пойти на фильм, поехать куда-то, поучаствовать в конференции, то нужно это пробовать. Это формирует умения, знания, интерес к обучению. Это воспоминания. Самые лучшие воспоминания – это студенчество. Друзья на всю жизнь появляются именно в этот момент. Я часто вспоминаю лекции профессора Чернышова по общей психологии. Он говорил, что личность – это человек, который ставит цели и выходит за эти рамки. У студента формальная цель получить диплом, но надо видеть за этим свои интересы и стремиться расширить общий кругозор. Меньше уделять внимание социальным сетям, а больше времени проводить в общении друг с другом и, конечно, преподавателями.

 

Предлагаю искренне поблагодарить Ольгу Викторовну за такую беседу. Хочется верить, что именно это интервью заставит современных студентов задуматься, а будут ли у них столь яркие воспоминания о студенческих годах? 

Категория: Преподаватели | Добавил: Ailita (21.11.2016)
Просмотров: 1997 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
avatar